Подростковые суициды

13.03.2015

Подростковые суициды

Существует такая статистика, что у подростков отмечается 1 суицид на 100 попыток. Именно поэтому мы чаще говорим не о самом самоубийстве, а о попытках.

Суицид является “убийцей № 2” молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если суицидологи правы, то тогда главным “убийцей” подростков является суицид.

Угроза совершить суицид.

Как правило, суицидальные подростки прямо или косвенно дают своим друзьям и близким понять, что собираются уйти из жизни. Прямую угрозу не переосмыслишь, различным толкованиям она не поддается. “Я собираюсь покончить с собой”, “В следующий понедельник меня уже не будет в живых”... К прямым угрозам, даже если в них ощущается надрыв, относиться следует крайне серьезно. Делиться с тобой мыслями о самоубийстве ради “красного словца” или с целью розыгрыша едва ли кому-нибудь придет в голову. Косвенные угрозы, многозначительные намеки уловить труднее. Косвенные угрозы нелегко вычленить из разговора, иногда их можно принять за самые обыкновенные “жалобы на жизнь”, которые свойственны всем нам, когда мы раздражены, устали или подавлены. К прямым и косвенным угрозам следует относиться очень внимательно, хотя косвенные угрозы распознать бывает довольно сложно.

Словесные предупреждения.

Подросток задумал совершить самоубийство, если он произносит фразы типа:

– “Я решил покончить с собой”.

– “Надоело”. Сколько можно! Сыт по горло!”

– “Лучше умереть!”

– “Пожил – и хватит!”

– “Ненавижу свою жизнь”.

– “Ненавижу всех и всё!”

– “Единственный выход – умереть!”

– “Больше не могу!”

– “Больше ты меня не увидишь!”

– “Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, я и вернусь в

этот мир!”

– “Если мы больше не увидимся, спасибо за все”.

– “Выхожу из игры. Надоело!”

Питание.

Подростки с хорошим аппетитом становятся разборчивы, те же, у кого аппетит всегда был плохой или неважный, едят “в три горла”. Соответственно, худые подростки толстеют, а упитанные, наоборот, худеют.

Сон.

В большинстве своем суицидальные подростки спят целыми днями; некоторые же, напротив, теряют сон и превращаются в “сов”: допоздна они ходят взад-вперед по своей комнате, некоторые ложатся только под утро, бодрствуя без всякой видимой причины.

Школа.

Многие учащиеся, которые раньше учились на “хорошо” и “отлично”, начинают прогуливать, их успеваемость резко падает. Тех же, кто и раньше ходил в отстающих, теперь нередко исключают из школы.

Внешний вид.

Известны случаи, когда суицидальные подростки перестают следить за своим внешним видом. Они не причесываются, неряшливо одеваются и даже перестают принимать по утрам душ. Подростки, оказавшиеся в кризисной ситуации, неопрятны, они ходят в мятой и грязной одежде, и, похоже, им совершенно безразлично, какое впечатление они производят.

Активность.

Подростки, которые переживают кризис, теряют интерес ко всему, что раньше любили. Спортсмены покидают свои команды, музыканты перестают играть на своих музыкальных инструментах, те же, кто каждое утро делал пробежку, к этому занятию остывают. Многие перестают встречаться с друзьями, избегают старых компаний, держатся обособленно.

Стремление к уединению.

Суицидальные подростки часто уходят в себя, сторонятся окружающих, замыкаются, подолгу не выходят из своих комнат. Они включают музыку и выключаются из жизни. Иногда они стараются уйти незаметно, чтобы никто из присутствующих не обратил внимание на их отсутствие. Иногда они ведут себя так, словно жизнь им опостылела, и всем своим видом дают понять, что все и всё им надоело. Если твой вполне общительный друг неожиданно, непонятно по какой причине, замыкается в себе, отказывается встречаться с одноклассниками, значит, у него могли появиться мысли о смерти.

Приведение дел в порядок.

Одни суицидальные подростки будут раздавать свои любимые вещи, другие сочтут необходимым перед смертью “привести свои дела в порядок”. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать бюро или письменный стол. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими “предупреждающими знаками”, такая дотошность может означать, что твой друг долго задерживаться в этом мире не собирается. Будь особенно настороже, если друг заведет с тобой разговор о завещании, о моргах, крематориях и похоронах; если проявит живой интерес к музыке, цветам или похоронным ритуалам.

Агрессия, бунт и неповиновение.

Подростки, которые хотят расстаться с жизнью, часто ущемлены и озлоблены: они злы на родителей, учителей или друзей, которые чем-то им не угодили, обидели их, не оправдали их ожиданий. Бывает, они злятся на самих себя, и их гнев проявляется в агрессии, бунте и неповиновении. Как и всякая перемена в настроении, подобные “взрывы” должны настораживать. Отвадить они могут не только непосредственных объектов агрессии, но и тех, на кого эта агрессия не направлена. Никто ведь не хочет иметь дело с раздраженным, вспыльчивым, непредсказуемым парнем – и в результате твой друг поневоле окажется в изоляции, от него отвернутся как раз те люди, которые могли бы, в случае необходимости, оказать ему реальную помощь. Одиночество же лишь “настраивает на суицидальный лад.

Саморазрушающее и рискованное поведение.

Некоторые суицидальные подростки постоянно стремятся причинить себе вред, ведут себя “на грани риска”. Они сломя голову носятся на машинах, велосипедах и мотоциклах. Где бы они ни находились – на оживленных перекрестках, на извивающейся горной дороге, на узком мосту или на железнодорожных путях – они везде едут на пределе скорости и риска. Некоторые даже имеют при себе огнестрельное оружие и, строя из себя лихих гангстеров, беззаботно размахивают пистолетом, направляют дуло себе в лоб, заявляют, что “шутят”, – и демонстрируют наигранное хладнокровие. Некоторые молодые люди, находящиеся в группе суицидального риска, перестают заботиться о своем здоровье. Они могут начать много курить и пить или употреблять наркотики, либо совмещать наркотики с алкоголем. Бывает, что суицидальные подростки, в особенности девушки, начинают голодать. Те, кто страдает анорексией, перестают есть совсем или же едят очень мало, на пределе возможного. Тех, у кого булимия, рвет после каждого приема пищи. Бытует мнение, что эти девушки голодают и доводят себя до изнеможения, поскольку стремятся любой ценой “сохранить фигуру”, однако многие психологи и психотерапевты видят в этих нарушениях приема пищи не столько желание похудеть, сколько крик о помощи.

Потеря самоуважения.

Бывают дни, когда любой подросток ощущает себя самым уродливым, самым неуклюжим и самым глупым существом на свете. Однако такое “самобичевание” длится обычно не долго. Происходит какая-то приятная неожиданность, и самобичевание сменяется самовосхвалением, все встает на свои места. Как правило, у молодых людей хватает самоуважения и самоуверенности, что позволяет им пережить тяжелые времена и перемены настроения, которым они так подвержены. Совсем другое дело – подростки, которые самоуважение утратили. Вид у них такой, будто они что-то потеряли. Спина – вопросительный знак. В глаза собеседнику не смотрят. Говорят фразы типа: “Ничего у меня не получается”, или “Какой я дурак!”, или “Никому я не нужен”. Самое ужасное, что они сами верят в то, что говорят. Впечатление такое, будто они совершенно не верят, что кто-то относится к ним иначе. Молодые люди с заниженной самооценкой или же относящиеся к себе и вовсе без всякого уважения считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми. Им кажется, что они аутсайдеры и неудачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит. В этом случае у них может возникнуть мысль, что будет лучше, если они умрут.

Ошибки семейного воспитания

Вольно или нет провоцировать в ребёнке чувство вины. «Ты меня огорчаешь своим поведением и оценками», «мы не поедем летом на море, потому что у тебя двойки». Капайте на мозги почаще, не упускайте случая, чтобы объяснить своему ребёнку, как сильно он виноват в вашем плохом настроении, сколько страданий доставил. Если бы не он, всё было бы прекрасно, и только он расстроил все планы. Т. о., вы воспитаете человека, который станет заниматься самоедством. Он взвалит всю вину за себя или протранслирует её обобщённо: «Я умру, а вы все останетесь виноватыми!».
Жёстко контролировать поведение, распорядок дня, учёбу и, даже, настроение ребёнка. Нередко родители берут на себя ответственность за малейшие эмоциональные переживания своего ребёнка. «Он плачет или устал – значит, мы не создали ему комфортных условий». В результате вырастают дети, не умеющие отвечать за себя и последствия своих поступков. Чувство беспомощности при таком типе воспитания нередко становится причиной самоубийства.
Относиться к ребёнку, как к своей последней игрушке. Это свойственно родителям, которые не доиграли в собственном детстве. «Зачем ему учиться – он ещё такой маленький? Зачем ему заниматься спортом – он такой слабый? Зато он такой славный!». Это приводит к тому, что дети не научаются предвосхищать и планировать события, ставить себе цели и идти к ним.
Стараться объяснять все события в жизни ребёнка внешними причинами, игнорируя возможность самого человека быть хозяином своей судьбы и чувств. Подобное воспитание порождает зависимость эмоциональных состояний от внешней среды и полное неумение справляться с трудностями самостоятельно.
Постоянно оберегать ребёнка от ошибок. В результате мотивация избегания станет доминировать у него над мотиваций достижения. Одни люди, как известно, стремятся достигнуть большего, а другие – боятся совершить ошибку. Страх ошибки приводит к потере перспективного взгляда на будущее и, как следствие, потере смысла жизни.

Роль педагога в работе с суицидальными детьми

Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами –значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками. Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.

Роль органов власти в решении задач для предотвращения детского суицида.

Предусмотреть создание и развитие по месту жительства системы помощи молодежи, системы социально-педагогической помощи семье, используя систему внешкольного образования молодежи, спортивную работу, медико-психологическую службу, систему консультаций и помощи по воспитанию детей и подростков.

Инициировать вопросы сотрудничества и осуществления социального партнерства с общественными объединениями, религиозными и другими организациями, заинтересованными структурами и ведомствами, отвечающими за воспитание, образование и здоровье детей и подростков, с целью обеспечения права на образование, развития детей и подростков, формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности.

Усилить контроль за результативностью деятельности психологических служб, психологов в образовательных учреждениях и ориентировать их деятельность на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды. Ориентировать образовательную деятельность на формирование у молодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности.

Проведение инспекционных проверок по обеспечению и реализации прав и законных интересов обучающихся и воспитанников, норм действующего законодательства, а также материалов изучения:
  •  стиля педагогического общения (системы отношений ученик -учитель — руководитель),
  • наличия и характера конфликтных ситуаций, жалоб.