10.12.2018
Профилактика суицидального поведения детей и подростков
Самоубийство – это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой.
Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:
-
эмоционально чувствительные, ранимые;
-
настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
-
негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
-
склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
-
склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
-
пессимистичные;
-
замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Мотивы и поводы суицидального поведения
Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:
Личностно-семейные конфликты:
- несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;
-
потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
-
препятствия к удовлетворению актуальной потребности;
-
несчастная любовь;
-
недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
Психическое состояние.
Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
Физическое состояние.
Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.
Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
- боязнь наказания или позора;
-
самоосуждение за неблаговидный поступок.
Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
- несостоятельность, неудачи в учебе или работе;
-
несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.
Эти мотивы редко служат причиной суицида.
Материально-бытовые трудности.
Они также редко служат причиной суицида.
Целями суицида могут быть:
Протест, месть. Суицидальное поведение по типу «протеста» предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: «Вам будет хуже после моей смерти». Конфликт носит острый характер.
Призыв. Суицидальное поведение по типу «призыва» возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.
Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу «избегания» проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.
Самонаказание – определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.
Отказ. Суицидальное поведение по типу «отказа» от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков
Как понять, что ребенок решился на самоубийство
Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:
- прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»;
-
косвенно намекает о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
-
много шутит на тему самоубийства;
-
проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки. Подросток может:
раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;
демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
- в еде – есть слишком мало или слишком много;
-
во сне – спать слишком мало или слишком много;
-
во внешнем виде – стать неряшливым;
-
в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
-
замкнуться от семьи и друзей;
-
быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
-
проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.
Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:
- социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;
-
живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема);
-
ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального;
-
предпринимал раньше попытки суицида;
-
имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
-
перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
-
слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность подростка к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:
Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства - ему срочно нужна помощь.
Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, - это может служить основанием для тревоги.
Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
Не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.
Рекомендации родителям
Семейная дезорганизация – главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца – также могут быть причинами суицидального решения.
Родителям можно рекомендовать:
- ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
-
анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
-
учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...» ;
-
воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
-
не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
-
не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
-
обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;
-
записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
АНОНИМНЫЙ, КРУГЛОСУТОЧНЫЙ, БЕСПЛАТНЫЙ
8-800-2000-122