АУТИЗМ 29.03.2021

АУТИЗМ

Аутизм – заболевание, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функции, психического развития. При ранней диагностике аутизма у детей лечение может иметь заметные результаты, и главная направленность терапии – обучение и социализация ребенка. Своевременное диагностирование и коррекция аутизма становится в первую очередь задачей родителей.

Аутизм многие специалисты не расценивают как психическое заболевание в строгом понимании. Просто такие дети по-другому воспринимают окружающий мир. Поэтому детей-аутистов называют детьми дождя. Дождь в этом случае символизирует особенность детей.

Все проявления аутизма встречаются у 3-5 ребят из 10000 детей, а в легкой форме – у 40 детей на 10000. У девочек он отмечается в 3-4 раза реже, чем у мальчиков.

Признаки заболевания

Клинические проявления аутизма многогранны, как сама личность. Нет единых ключевых симптомов: у каждого пациента симптомокомплекс формируется под влиянием самой личности и окружающей среды, каждый ребенок-аутист уникален.

Чтобы вовремя распознать аутизм у ребенка, нужно внимательно наблюдать за его поведением, фиксировать нетипичные для детей того же возраста проявления. Конечно, эта задача стоит прежде всего перед родителями.

Признаки этого загадочного заболевания зависят от возраста. Специалисты выделяют 3 группы проявлений аутизма: ранний (у детей до 2 лет), детский (с 2 до 11 лет), подростковый (с 11 до 18 лет) аутизм.

Признаки аутизма у детей до 2 лет жизни:

·         малыш недостаточно привязан к матери: не улыбается ей, не тянет к ней ручки, не реагирует на ее уход, не узнает близких родственников (даже мать);

·         дитя не смотрит в глаза и в лицо при попытке общения с ним;

·         отсутствует «поза готовности» при взятии малыша на руки: не протягивает ручки, не прижимается к груди, в связи с чем он может даже отказываться от грудного вскармливания;

·         дитя предпочитает играть в одиночестве с одной и той же игрушкой или частью ее (колесико от машинки или одна и та же зверушка, кукла); другие игрушки интереса не вызывают;

·         пристрастие к игрушкам отличается своеобразием: обычные детские игрушки малоинтересны, ребенок-аутист может длительно рассматривать или передвигать какой-либо предмет перед глазами, следя за его движением;

·         не реагирует на свое имя при нормальной остроте слуха;

·         не привлекает внимание других лиц к предмету, вызвавшему его интерес;

·         не нуждается во внимании или какой-либо помощи;

·         обращается с любым человеком, как с неодушевленным предметом – отодвигает со своего пути или просто обходит;

·         отмечается задержка речевого развития (не гулит в годовалом возрасте, не произносит простых слов к полутора годам, а простых фраз в 2 года), но даже при развитой речи ребенок редко и неохотно разговаривает;

·         малыш не любит изменений, противится им; любые изменения вызывают тревогу или гнев;

·         отсутствие интереса и даже агрессия к другим детям;

·         сон плохой, характерна бессонница: дитя долго лежит с открытыми глазами;

·         аппетит снижен;

·         развитие интеллекта может быть разным: нормальным, ускоренным или отстающим, неравномерным;

·         неадекватная реакция (сильный испуг) на незначительные внешние раздражители (свет, негромкий шум).

Проявления аутизма с 2 до 11 лет (кроме вышеуказанных симптомов, появляются новые):

·         в 3-4 года малыш не разговаривает, или произносит лишь несколько слов; некоторые дети повторяют постоянно один и тот же звук (или слово);

·         развитие речи у некоторых детей может быть своеобразным: ребенок начинает говорить сразу же фразами, иногда логично («по-взрослому») построенными; иногда характерна эхолалия – повторение услышанной ранее фразы с сохранением ее структуры и интонации;

·         с эффектом эхолалии связано также неправильное использование местоимений и неосознание собственного «я» (себя ребенок называет «ты»);

·         ребенок никогда сам не начнет разговор, не поддерживает его, отсутствует стремление к общению;

·         изменения в привычной обстановке вызывают беспокойство, но более значимым для него является отсутствие какого-либо предмета, а не человека;

·         характерным является неадекватный страх (иногда самого обычного предмета) и при этом отсутствие ощущения реальной опасности;

·         ребенок совершает стереотипные действия и движения; может долго сидеть в кроватке (в том числе ночью), монотонно раскачиваясь в стороны;

·         любые навыки приобретаются с трудом, некоторые дети не могут научиться писать, читать;

·         у некоторых детей успешно проявляются способности к музыке, рисованию, математике;

·         в этом возрасте дети максимально «уходят» в свой мир: нередко у них появляется беспричинный (для окружающих) плач или смех, приступ злости.

Проявления аутизма у детей после 11 лет:

·         хотя ребенок к этому возрасту уже имеет навыки общения с людьми, он все же стремится к одиночеству, не испытывает необходимости в общении. В некоторых случаях ребенок-аутист при общении может избегать зрительного контакта или, наоборот, пристально заглядывает в глаза, подходит слишком близко или отдаляется на слишком большое расстояние при беседе, говорит очень громко или очень тихо;

·         мимика и жестикуляция слишком скудные. Довольное выражение на лице сменяется недовольством при появлении в помещении людей;

·         словарный запас бедный, определенные слова и фразы часто повторяются. Речь без интонаций напоминает разговор робота;

·         затрудняется первым вступить в разговор;

·         непонимание эмоций и чувств другого человека;

·         неспособность строить дружеские (романтические) отношения;

·         спокойствие и уверенность отмечаются только в привычной обстановке или ситуации, а сильные переживания – при каких-либо изменениях в жизни;

·         большая привязанность к отдельным предметам, привычкам, местам;

·         многие дети отличаются двигательной и психомоторной возбудимостью, расторможенностью, нередко в сочетании с агрессией и импульсивностью. Другие, наоборот, пассивные, вялые, заторможенные, со слабой реакцией на стимулы;

·         период полового созревания протекает сложнее, с частым развитием агрессии к окружающим, депрессии, тревожных психических расстройств, эпилепсии;

·         в школе некоторые дети создают мнимое впечатление гениев: они с легкостью могут повторить наизусть стихотворение или песню, прослушав их один раз, хотя остальные предметы им трудны для изучения. Дополняет впечатление «гениальности» сосредоточенное «умное» лицо, будто ребенок над чем-то думает.

Наличие перечисленных признаков не обязательно свидетельствует об аутизме. Но при их обнаружении следует обратиться за консультацией к специалисту.

Разновидностью аутизма (более легкой его формой) является синдром Аспергера. Отличительной особенностью его является то, что у детей отмечаются нормальное умственное развитие и достаточный словарный запас.  Но при этом общение с другими людьми затруднено, дети не способны понимать и выражать эмоции.

К какому врачу обратиться

При наличии у ребенка аутизма он должен наблюдаться у психиатра, желательно у одного. Дополнительную помощь в лечении и реабилитации таких детей оказывают невролог, логопед, массажист, психолог.