Бой вредным привычкам

17.04.2019

Бой вредным привычкам

Зависимость – это отсутствие независимости, привязанности к чему-то, что дает человеку возможность чувствовать себя удовлетворенным, не прикладывая при этом никаких усилий. Среди видов зависимости можно выделить следующие: химическая (алкоголь, табак, наркотики), игровая, пищевая, информационная, эмоциональная, трудоголизм и другие.

Предрасполагающими факторами зависимости могут быть социальные, биологические (генетика, травмы головы, заболевания центральной нервной системы) и психологические. Следует отметить, что мужчины в 5 раз чаще, чем женщины, страдают от болезней, связанных с наркотиками. Дети и родственники алкоголиков и наркоманов болеют в 4-6 раз чаще, чем дети здоровых родителей. Психологическими предпосылками зависимости могут быть ситуативные реакции (расстройство, реакция на стресс), при которых человек прибегает к использованию психоактивных веществ для облегчения своего состояния, а также может быть зависимым типом личности, сформированным в результате воспитания. Зависимый тип личности формируется в результате нарушения воспитания. К формам родительских нарушений, которые приводят к формированию зависимости, относятся: чрезмерная забота, игнорирование родителей ребенка, насилие в семье.

Каков же механизм влияния гиперопеки на зависимость? Мать удовлетворяет все потребности ребенка, решает все его проблемы. В свою очередь, ребенок не знает, как решить свои проблемы сам, поскольку ему просто не нужно этого делать, у него нет опыта. Но он не может контролировать других людей так же, как свою мать, требовать от них удовлетворения своих потребностей. Чтобы решить проблемы и снять стресс, ребенок начинает использовать различные средства, в том числе психоактивные вещества.

Игнорирование ребенка (отказ от внимания, пренебрежение его потребностями), а также насилие (эмоциональное, психологическое, физическое, сексуальное) вызывает у детей панику, стыд, ужас, чувство бессилия. Чтобы избавиться от этих эмоций, снять стресс, они также склонны прибегать к употреблению психоактивных веществ. При зависимом поведении использование различных средств приходит в форме «утешения».

Для формирования зависимости есть макросоциальные предпосылки (политика государства в отношении употребления ПАВ) и микросоциальные (ребенок наблюдает у взрослых эффект улучшения настроения от принятия ПАВ). Когда имеется зависимость у статусных лиц – актеров, музыкантов, то считается, что «ПАВ – это круто». Он начинает употреблять ПАВ, чтобы стать членом референтной группы.

Употребление наркотических средств среди несовершеннолетних

Особенностью подростковой зависимости является то, что зависимость формируется очень быстро. Причинами подростковой зависимости являются наличие наркотиков, личная незрелость, слабая воля, отсутствие жизненного ориентира, стремление к удовольствию и неспособность противостоять их желаниям, неспособность оценить возможные последствия принятых решений, желание получить то, что они хотят сразу, безотносительно к риску. Если говорить о социальных предпосылках наркомании среди подростков, то это скука и безделье, семейные проблемы, виртуальные друзья и влияние окружения.  Следует помнить, что для современных подростков виртуальная жизнь важнее реальной! В интернет-рекламе идет поиск ПАВ и продвижение их использования. Различают 4 стадии развития подростковой зависимости. Первое - это отсутствие обещанного удовольствия, негативных соматических последствий, формирование представлений о безопасности таких веществ, устранение внутренних барьеров на пути получения запрещенных удовольствий. Второе - это первая концепция эйфории, снятия интоксикации, увеличения частоты приема, появления тяги. Третий этап - активное формирование психологической зависимости, а четвертый - формирование физической зависимости.

Общие признаки употребления ПАВ включают в себя изменение поведения, потерю интереса к учебе, снижение успеваемости, отдаление от прежних друзей, постоянную и беспричинную смену настроения, выход из подчинения взрослых, суетливую активность, неряшливость в одежде, снижение требований к личной гигиене. Со стороны здоровья отмечается бледная с серым оттенком кожа, сухие ломкие волосы, изменение аппетита или его отсутствие, постоянная жажда, изменение темпа и связанности речи, лексикона, появление соматических расстройств, которые нельзя объяснить болезнью, такие как слезотечение, тошнота, рвота, насморк.
 Профилактическая работа с детьми не дает высокой отдачи. Здесь должна быть установка на здоровый образ жизни, формирование разумных интересов, исключение сомнительных контактов, культивирование получения удовольствий от созидательных занятий. Такая работа должна вестись с 5-6 лет, в том числе и в младших классах школы.

Развитие алкогольной зависимости у подростков
Алкоголизм – это медицинская и социальная болезнь. Диагноз может быть поставлен только специалистом-наркологом. Механизмы формирования и синдромы алкогольной зависимости сходны с механизмом наркомании. Это сильное желание употреблять алкоголь, трудности с контролем употребления алкоголя, повышение толерантности к алкоголю, состояние отмены, предпочтение употребления алкоголя другим видам деятельности. Трудности, связанные с лечением алкоголизма, заключаются в низкой доле обращающихся за помощью пациентов, отсутствии мотивации к лечению. Лечение алкоголизма возможно только при комплексном биопсихосоциальном подходе.

Интернет-зависимость

Современный период развития общества характеризуется глобальной компьютеризацией всех сфер человеческой деятельности. Ребенок 3-5 лет смотрит на экран телевизора, компьютера, мобильного телефона около 28 часов в неделю. Компьютерная занятость студента увеличивается от класса к классу. Чем старше ученик, тем больше он общается с различными техническими средствами. Цифровая среда окружает детей и в повседневной жизни - электронные книги, планшеты и прочее. Соблюдение гигиенических требований при работе с техническими средствами обучения является моментом предотвращения компьютерной зависимости.

С помощью цифровых учебных пособий формируются факторы риска для здоровья – это усиление нагрузки, формализация информации, увеличение зрительной нагрузки, вынужденная осанка, низкая мобильность, формирование зависимости, электромагнитное излучение и увеличение нейро психологическая нагрузка.
Если говорить о ранжировании технических средств обучения по степени их агрессивности к зрению, то на первом месте – персональные компьютеры с электронно-лучевой трубкой, на втором – персональные компьютеры с жидкокристаллическим монитором, на планшетах – в-третьих, читатели идут по четвертому «бумажному» учебнику. Бумага – самый удобный носитель информации для зрительной системы человека.

Родители должны отслеживать количество времени, которое дети проводят в компании с гаджетами, и отслеживать просматриваемый контент.


Фото-слайдер:  Загрузить