Почему маленькие дети пробуют спиртное

02.08.2015

Почему маленькие дети пробуют спиртное

Отравления алкоголем составляют в среднем 7 % всех случаев отравления детей. Минимальную дозу спиртного, которая вызывает гибель ребенка, определить сложно, потому что дети пьют его тайком от взрослых.

Отравления алкоголем составляют в среднем 7 % всех случаев отравления детей. Минимальную дозу спиртного, которая вызывает гибель ребенка, определить сложно, потому что дети пьют его тайком от взрослых.

По мнению ряда специалистов, младенец может погибнуть даже от смоченной алкоголем пеленки, в которую его завернули. В медицинских источниках описан случай смерти ребенка в возрасте до года, в результате того, как ему был три раза в течение суток наложен водочный компресс на грудную клетку при лечении кашля. Минимальной смертельной дозой для ребенка, который не достиг десятилетнего возраста, по мнению фармаколога Н. П. Кравкова, является ориентировочно 15 г чистого спирта или 2 — 3 столовые ложки водки. Однако медицинской практике также известен случай гибели пятилетнего ребенка, выпившего 10 г спирта. Трагичным моментом является и второе из наиболее частых последствий употребления детьми алкогольных напитков — это привыкание к алкоголю, т.е. формирование наркотической зависимости. Положительное отношение детей к алкоголю может сформироваться довольно рано. Это в некоторых условиях может оказать свое отрицательное влияние на процесс развития и формирования личности. Маленькие дети, сидящие со взрослыми за одним праздничным столом, наблюдают за выпивающими родителями, а нередко и сами принимают участие в застолье. Это безусловно говорит о безответственном отношении взрослых к тому, что их дети перенимают алкогольные традиции. Существует мнение, что дети 2 — 3 лет еще очень мало понимают и запоминают, — и это безусловно опасное и очень распространенное заблуждение. Маленькие дети всегда подражают взрослым, в особенности родителям, как самым близким и авторитетным людям.

В таких семьях, где традиционное употребление алкогольных напитков по различным праздникам пока не перешло в пьянство, дети воспринимают подобные застолья как естественное и даже обязательное явление, о чем свидетельствуют сюжеты детсадовских игр, в которых дети подражают поведению взрослых за праздничным столом. Всегда в группе детей находится организатор, выполняющий роль тамады. Он следит за тем, чтобы соблюдались такие «правила» застолья, как, например: «После первой рюмки не закусываем», «Пить надо до дна» и др. Участники игры при этом, вспоминая прошедший праздник в своей семье, делятся друг с другом сведениями о том, какие, например, напитки подавались к столу, а также, как и по какому рецепту можно приготовить самогон или другой алкогольный напиток. Дети рассказывают друг другу, сколько водки, самогона или других подобных спиртных напитков им предлагали попробовать или дали выпить их родители. Таким образом, программирование положительного отношения к алкоголю, как к обязательному составляющему каждого праздника, начинается с детского возраста.

В процессе игр «алкогольного содержания» четко проявляется отношение детей к алкоголю. Детям нравятся в первую очередь ритуалы, связанные с употреблением спиртного, а также его опьяняющее действие. Ритуалы способствуют формированию у ребенка уважительного отношения к алкоголю, как к ценности, и ориентируют на его потребление. Опьяняющее же действие спиртных напитков воспринимается как положительный факт, который дает повод для необычных форм поведения, несвойственных для трезвого человека. Оба эти аспекта способствуют формированию интереса к алкоголю. Итак, уже в раннем возрасте, у ребенка создается модель будущего алкогольного поведения. Родителям важно помнить об ответственности за антиалкогольное воспитание детей, начиная с раннего детства, не ограничиваясь только беседами о вреде алкоголя, а демонстрируя преимущества трезвого образа жизни соб­ственным примером. Статистика свидетельствует о прямой зависимости между тем как и сколько потребляют алкоголь родители и злоупотреблении спиртными напитками их детей. Ключевым же периодом в антиалкогольном воспитании являются младший школьный и особенно подростковый возрасты.

Как развивается алкоголизм у детей

Необходимо также знать, что у детей и подростков алкоголизм развивается очень быстро. И если у взрослых переход от обычного пьянства к алкоголизму в зависимости от интенсивности пьянок и занимает от 5 до 10 лет, то развитие хронического алкоголизма у подростков происходит быстрее в 3-4 раза, порой исключая этап регулярного потребления. К тому же чем быстрее происходит формирование алкоголизма, тем более необратимые его последствия. Явление это объясняется так. В мозговой ткани ребенка гораздо больше воды и меньше белка, чем у взрослого. В воде алкоголь растворяется особенно хорошо. И всасывание спирта в организме ребенка происходит быстрее, нежели у взрослого. Лишь только 7% из всосавшегося алкоголя выводится почками и легкими. Остальные 93 %, окисляются в самом организме и действуют как яд, который не встречает практически никакого противодействия. В детском и подростковом возрасте алкоголь особенно разрушительно влияет на печень, которая находится на стадии формирования. Токсическое поражение клеток печени ведет к нарушению белкового и углеводного обмена, синтеза витаминов и ферментов. Отрицательно реагируют на присутствие в организме алкоголя сердце, легкие, желудок, кроветворные органы, эндокринная и нервная системы. Алкоголь нарушает и функцию почек. Активные клетки почек погибают, следовательно, организм в меньшей степени освобождается от вредных шлаков. Поэтому молодой человек, часто употребляющий спиртное, постоянно находится в состоянии отравления: с одной стороны, сам алкоголь является сильным ядом, а с другой — в тканях всех органов накапливаются не обеззараженные вещества, мешающие дальнейшему росту и развитию организма. Алкоголь ослабляет, тормозит и угнетает развитие всех органов и систем. Чем моложе организм, тем губительнее действие на него алкогольного яда. Это определяет высокую смертность среди подростков и юношей, страдающих алкоголизмом. У здорового ребенка не может быть влечения к алкоголю. Напротив, вкус и запах спиртных напитков вызывают у него отвращение. Почему же первоначальное неприятие не исключает того, что ребенок пристрастится к алкоголю в будущем? Что заставляет детей преодолеть в себе отвращение к спиртным напиткам и стать в результате рабами алкоголя? Исследованиями было установлено, что подростков влечет не вкус спиртных напитков, а их действие, вызывающее состояние опьянения. В самом начале степень опьянения у большинства подростков, пробующих алкоголь, легкая, связанная с ощущением прилива сил и возникновением чувства комфорта, а также повышением настроения или с элементами дурашливости. При такой степени опьянения еще не выражена алкогольная интоксикация, нет потери самоконтроля. За незначительное отклонение в поведении никто не ругает, в таком состоянии подросток не попадает в милицию. Таким образом, у него складывается представление, что употребление алкоголя — вполне естественное и закономерное явление в жизни. Однако потребность в спиртном очень быстро нарастает, и в организме, еще физически неокрепшем, развивается алкогольная зависимость со всеми своими трагическими последствиями, как для самого человека, рано приобщившегося к спиртному, так и для общества в целом. Каковы же основные побудительные мотивы выпивок несовершеннолетних? Рассмотрим главные причины ранней алкоголизации подростков.

Социальные аспекты раннего алкоголизма

В социологических исследованиях выявлено, что первым и главным фактором, провоцирующим ранний алкоголизм, является алкогольное окружение. Это, в первую очередь, пьющие ближайшие родственники: отец, реже мать, а иногда и оба родителя. Бывает, что в семье больны алкоголизмом старшие братья или сестры. Их отрицательное влия­ние может играть огромную роль даже, если родители алкоголем не злоупотребляют. Преимущественно родители в пьющих семьях имеют низкий уровень образования, это чаще всего неквалифицированные рабочие. Употребление алкоголя в подобных семьях не считается злом, и по этой причине приобщение младших членов семьи к спиртному считается нормой. По статистическим данным, дети из семей, в которых им не запрещалось спиртное, в дальнейшем употребляют алкоголь вне семьи в 9 раз чаще по сравнению со свер­стниками, потребление хмельных напитков которым было строго запрещено родителями. Даже когда дети, родители которых были больны алкоголизмом, воспитываются с раннего возраста в семьях с трезвыми обычаями, они в 4 раза чаще идут по стопам своих отцов, в отличии от их сверстников.

Вторая причина алкоголизма подростков — желание быть и казаться взрослыми. Потребление алкоголя кажется им символом мужества, самостоятельности и способом самоутверждения. Это происходит из-за неосведомленности детей и подростков о вреде алкоголя и ужасных последствиях его употребления. А обманчи­вое удовольствие, первоначально получаемое от небольших доз спирт­ного, способствует формированию ошибочного представления о благоприятном его влиянии на организм, и, как следствие, быстрому развитию алкогольной зависимости.

Привлекательность для подростков спиртного подкрепляется попу­ляризацией употребления алкоголя в различных телевизионных передачах и кино. Так в США считают, что для подростков, которые проводят до пяти часов у телевизора, примеры пьющих кино- и телевизионных героев — одна из самых действенных форм вовлечения в пьянство. Некоторые подсчеты показывают, что в наиболее популярных телепрограммах, которые идут в США с 20 до 23 ч, в течение каждого часа показывают, примерно, 7,02 случая употребления алкогольных напитков, в то время, как безалкогольных лишь 3,33 случая. Интересно, что положи­тельные герои, при этом, прикладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицатель­ных.

Наши же юные телезрители только лишь в период действия известных правительственных постановлений и указа по борьбе с алкоголизмом и пьянством были в значительной мере защищены от подобной пропаганды по­требления спиртного на телевидении.

Еще одной причиной подросткового алкоголизма является пример сверст­ников. У детей и подростков из неблагополучных и особенно не­полных семей обычно не развита культура общения. От­сутствует душевная близость с родителями, а также нет контактов с детьми из благополучных семей. Все это, вместе с общей некоммуникабельностью, приводят к тому, что подросток начинает искать «уличные», «дворовые» компании, в которых непременной частью общения является потребление алкоголя. В такой компании, которая часто является разновозрастной, пьющие подростки получают возможность для самоутверждения, самоуважения, чего не могут добиться ни в школе, ни в семье. Участие в компаниях алкоголиков, лидерами которых являются лица, состоящие на учете в милиции либо в инспекции по делам несовершеннолетних, возможно ранее судимые, может быть чре­вато не только приобщением к спиртному. Часто новички должны выполнить обязательную программу хулиганских действий, а также других уголовно наказуемых правонару­шений. Часто начинают возникать проблемы, которые способствуют тому, что пре­рывается учеба, постоянно меняются места работы, которая теперь рассматривается только как средство полу­чения денег на покупку алкогольных напитков.

И если у непьющих сверстников данный пе­риод жизни связан с максимальным духовным ростом, с учеб­ными, а также профессиональными интересами, то у злоупотребляющих алкоголем подрост­ков все это становится несовместимым с по­стоянной и непреодолимой тягой к алкоголю. У них происходят нарушения памяти, внимания, мышления, нарушается работоспособ­ность, сильно изменяется обмен веществ, так как организм человека уже не может обходиться без алкоголя. Диагноз данного состояния — алкоголизм. Избавиться от алкоголизма самостоятельно подросток не в состоянии, ему необхо­димо лечение.

Существует еще одна причина вовлечения подрост­ков в алкоголизм. Это чрезмерная забота близких. Попытки оградить своего ребенка от любых обязанностей и забот приводят к тому, что у подростка начинают формироваться такие черты характера, как безволие, безответственность, зависимость и неподготовленность к дальнейшей жизни. Так получается, что внешне это бла­гополучные, смирные, тихие, с легкостью подчиняющиеся дети. У них выражен «соглашательский» тип характера, без яркой индивидуальности. Нежелание и неумение преодолевать трудности, воз­никающие в жизни, приводит их к поиску легких путей в решении проблем, как следствие, к подчинению дурным влияниям. Употребление алкоголя для подростков такого склада становится наиболее доступным и про­стым, благодаря материальной обеспеченности их роди­телей, выходом из трудных ситуаций. В благополучном коллективе они могут стать хорошими учениками и работниками, а вот в компании антисоциаль­ных людей легко спиваются. Их будущее в основном зависит от того окруже­ния, в котором им предстоит жить и работать.

Стоит отметить, что не все подростки, вовлекаемые в выпивки, становятся на путь формирования алкоголизма. При развитии алкоголизма немалую роль играют личностные качества самого молодого человека. Психологи считают, что наибольшая предрасположенность к заболеванию алкоголизмом наблюдается у детей с какими-то видами моз­говой недостаточности, обус­ловленной черепно-мозго­выми, родовыми травмами, неблагоприятно протекающей беременностью, за­держкой умственного и физического развития, психопатиями и так далее. В настоящее время активно исследуются биологические аспекты алкоголиз­ма. Изучается роль особенностей обме­на веществ, которые могут предрасполагать к этой болезни. Некоторые данные свидетельствуют, что с помощью биологических маркеров есть возможность вы­делить группы риска. Это позволит вести активную и целенаправленную про­филактику с лицами, которые имеют врожденную склон­ность к алкоголизму. Как нам известно, похмельный синдром формируется у подростков через 1 — 3 года после вовлечение в систематическое пьянство.

И это еще далеко не полный анализ условий и причин развития алкоголизма среди подростков. В мире наблюдается постоянный рост алкоголизации подрастающего поколения, и это, безусловно, является показателем социального неблагополучия в обществе. Многими исследованиями доказано, что алкоголизм начинает формироваться в школьном и юношеском воз­расте. Ведя борьбу с проблемой раннего зарождения и развития алкоголизма, важно помнить, что предупредительные меры дают наиболее существенные результаты. В связи с этим, борьба с пьянством и алкоголизмом молодого поколения более результативна, чем со сформи­ровавшимся алкоголизмом взрослых. Хотя для наилучшего достижения результатов по данному глобальному вопросу необходимо комплексное научно обосно­ванное наступлении на проблему алкоголизма во всех возрастных группах.

Наркологиче­ская служба, активно развивающаяся в настоящее время, не может глобально решить проблему пьянства и алкоголизма, потому что имеет дело уже с конечными результатами алкоголиза­ции. Главные же меры воспитательного и социального ха­рактера должны быть сосредоточены на профилактической работе с малопьющими и непьющими лицами.