07.08.2015
Дети без тормозов
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – распространенное нервно-психическое расстройство детского возраста.
По мнению отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5%-28% детей в популяции.
Откуда эта напасть?
Природа СДВГ гетерогенна, в его этиологии и патогенезе играют роль раннее органическое поражение развивающегося мозга в периоды беременности и родов, наследственная предрасположенность, а также социально-психологические факторы, прежде всего внутрисемейные.
Как это проявляется?
Среди клинических проявлений СДВГ отмечаются двигательное беспокойство, невозможность усидеть на одном месте, легкая отвлекаемость, импульсивность поведения и мыслей, недостаток внимания, невозможность сконцентрироваться, легкая переключаемость с одного задания на другое без доведения начатого до конца, болтливость, неспособность к обучению, тревожность, делинквентное (антиобщественное, противоправное) поведение.
Детский сад и школа
Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут видоизменяться с возрастом и сохраняться в течении многих лет. Нарастание симптомов СДВГ, как правило приурочено к началу посещения детского сада или школы. Увеличение умственных нагрузок в этом возрасте может приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, невротическим расстройствам, замедлению темпов психоречевого развития.
Подростки
В подростковом возрасте симптоматика трансформируется, что может приводить к усилению социальной дезадаптации и увеличению риска возникновения поведенческих девиаций. Например: нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе. Для таких подростков характерны «бунтарский дух», отрицание авторитетов, незрелое и безответственное поведение, влечение к употреблению алкоголя и наркотиков.
Три клинические группы
1) дети с СДВГ с преобладанием гиперактивности ( чаще у детей 4-6 лет)
2) дети с преобладанием невнимательности (чаще подростки)
3) дети с комбинированным типом СДВГ (разные возрастные группы)
Роль семьи
Значимость социальных факторов в развитии СДВГ подтверждается тем, что у детей из социально благополучных семей связанные с перинатальной энцефалопатией трудности в познавательном развитии к моменту поступления в школу в основном исчезали, у детей из социально неблагополучных семей интеллектуальные нарушения сохранялись и создавали предпосылки для формирования школьной дезадаптации.
Таким образом: выстраивание эффективных внутрисемейных отношений является серьезным защитным фактором, облегчающим адаптацию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Три кита
Терпение, последовательность и настойчивость – три основных принципа, постоянно придерживаться которых следует родителям, воспитывающим гиперактивных детей. Крайне важно отсутствие обвинений в адрес ребенка, принятие и понимание его. Психологические особенности гиперактивных детей таковы, они невосприимчивы к выговорам и наказанию, но легко отвечают на малейшую похвалу. Причем хвалить надо предметно, и похвала должна иметь не только словесное выражение, но и материальное: предоставление выбора места за столом, право первым ответить на вопрос воспитателя. Родители могут повысить самоуважение ребенка, заручившись его помощью в различных ситуациях. Для подростка можно найти необременительную, но интересную работу (найти что-нибудь в Интернете). Главное, чтобы родители обращали внимание не только на плохое, но и на позитивное. Желательно, чтобы похвала носила как вербальный (словами), так и невербальный (обнять, поцеловать, погладить по голове) характер.
Доброе слово и кошке приятно
Принятие ребенка таким, какой он есть, и эмоциональное тепло и забота – непременное условие эффективного взаимодействия с ребенком. Ребенку с СДВГ особенно необходимо внимание родителей. Например, посидеть с ребенком обняв его, пошептаться с ним, поделиться секретами. Причем такое внимание требуется не только маленьким детям. Зачастую и подростки, колючие и неуправляемые, остро нуждаются в таком проявлении чувств со стороны родителей. При этом крайне важна согласованность действий папы, мамы, бабушки, дедушки, воспитателей и учителей в вопросах воспитания ребенка.
Игра по правилам
Родители сформулировать и объяснить ребенку правила поведения. Их должно быть немного, но соблюдаться они должны обязательно. Формулировать инструкции нужно: четко, ясно, кратко, и наглядно.
Планирование и структурирование
Еще один ключ к общению с гиперактивными детьми – предварительное планирование и структуирование времени.
Эмоции заразительны
Будучи гиперчувствительными, дети с СДВГ мгновенно считывают эмоциональное состояние взрослых и тут же заражаются им. Поэтому родителям и воспитателям желательно научиться справляться с собственными бурными эмоциями, чтобы не провоцировать их вспышку у ребенка. А поскольку гиперактивным детям очень часто свойственно агрессивное поведение, одним из элементов их воспитания должно стать обучение их способам справляться с гневом.
Рекомендации:
1)Избегайте мест и ситуаций, где собирается много людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее действие. Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером.
2) Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Расписание нужно поместить так, чтобы ребенок мог его видеть, эффективно применение специальных листков-памяток. После выполнения какого-либо задания ребенок должен сделать определенную пометку.
3) Зная своего ребенка, проанализируйте, в какие часы суток и дни недели он допускает неадекватное поведение, и спланируйте это время так, чтобы отвлечь ребенка каким-то интересным занятием, привлекательным для него и дающим возможность реализовать накопленную энергию и чувства.
4)Инструкции для ребенка должны быть понятными для него и очень короткими (желательно не более 10 слов).
5) В минуты, когда ребенок плохо понимает вас и не слушает, что вы ему говорите, используйте технику «заезженной пластинки» - уверенным голосом повторите свое обращение к нему слово в слово 3-4 раза, делая длинные паузы.
Не чувствуйте себя виноватыми.
Наконец, очень важно, чтобы родители гиперактивных детей не обвиняли себя, не впадали в состояние безысходности, а осознав особенности своих детей, овладевали эффективными способами взаимодействия и регулирования их поведения. И помочь им в этом призваны специалисты-психологи.