27.04.2016

Экзамены и стресс

Миллионы людей в России каждый год сдают экзамены. Что такое экзамен по своей сути? Это испытание, требующее от экзаменуемого подтверждения определенного уровня его знаний. И эти испытания начинаются со школы.

Чем лучше человек умеет приспосабливаться к изменениям в жизни, тем выше его устойчивость к стрессу. Однако, возможности организма не безграничны. Достаточно сильное или достаточно долгое воздействие стрессового фактора истощает энергию человека.

Признак того, что вы находитесь в стрессовой для вас ситуации – интенсивное и продолжительное напряжение шейных, плечевых, лицевых мышц, учащение дыхания, пульса.

Кроме этого, существуют сигналы эмоциональной сферы, связанные с изменением поведения. Появляется нетерпеливость, спешка, может ухудшаться память, мысли часто «улетучиваются», перескакивают с одного на другое, может появиться повышенная нервозность, резкие перепады настроения, быстрая утомляемость, состояние душевной опустошенности, внезапные вспышки гнева, раздражительность.

Во время предэкзаменационного и экзаменационного стресса у экзаменующегося может возникать страх, у него пересыхает горло, становится глухим голос, делается бессвязной речь, тупеет ум, возникает волевой и двигательный ступор, уходит жизненная сила, ощущается психоэнергетический пробой, отключается память.

Перед тем как войти в экзаменационную аудиторию, экзаменуемых охватывает паника, они задают друг другу вопросы, пытаясь собрать воедино осколки разрозненных знаний.

Кто-то беспокойно ходит по коридору, кто-то лихорадочно листает учебник или конспект, а кто-то просто застывает, сидя на стуле, как будто в ожидании казни.

Почему экзамен является стрессом? Это очевидно:

  • Интенсивная умственная деятельность.
  • Повышенная статическая нагрузка.
  • Крайне ограниченная двигательная активность.
  • Нарушение режима сна и отдыха.
  • Эмоциональные переживания.

Все это вызывает перенапряжение нервной системы и влияет на весь организм. У каждого учащегося экзаменационный стресс развивается, а может и не развиваться, в зависимости от личностных особенностей: характера, темперамента, образа жизни, самооценки, уровня притязаний, межличностных взаимоотношений дома и в кругу сверстников. Для кого-то «ахиллесовой пятой» является ситуация проверки знаний, для кого-то – необходимость самораскрытия, демонстрации своих возможностей. Кто-то страшится неудач, а кто-то боится не соответствовать ожиданиям окружающих, или имеет низкую физиологическую сопротивляемость стрессу. Конечно, есть и такие, кому просто стыдно за свое невежество и слабую подготовку.

Если вам удастся найти типичные только для вас причины, это вполне можно считать успехом, серьезным поводом для того, чтобы быть довольным собой, самого себя похвалить. Одновременно попробуйте насладиться предчувствием того, что вам действительно станет лучше. А дальше? Разработать стратегию и тактику боя со своими слабостями и действовать. Теперь вам важно сохранить здоровье для будущих свершений. А для этого:

  • Режим дня, как это ни банально.
  • Гигиена помещения. Больше воздуха, света. Уберите все лишнее, чтобы не отвлекаться: математика, так математика, русский, так русский.
  • Ешьте побольше витаминов: яблоки, морковка, капуста, как минимум.
  • Через каждые 45 минут занятий – перерыв 5 – 15 минут. Дайте отдых глазам, разомните мышцы шеи, плеч, сделайте несколько упражнений для туловища, подвигайтесь.
  • Умейте расслабляться. Приятные воспоминания, хорошая музыка, ароматная ванна, душ, сладости (но не кофе!).
  • Нарастающее чувство волнения, тревоги, страха можно «прокричать», «прорисовать», «просмеяться», а лучше «протанцевать». (В свидетели возьмите подушку, лист бумаги или ковер на полу).
  • Никогда не думайте о себе и своих способностях плохо. «Глупый», «неспособный» – это не про вас! Сосредоточьтесь на более важном – разобраться в схемах, признаках, причинах, формулах, датах и т.д. и запомнить самое-самое основное. И вперед!


УДАЧИ ВАМ!