Насилие над детьми. Как распознать и помочь?

24.05.2021

Насилие над детьми. Как распознать и помочь?

Услышав сочетание слов "насилие над детьми" многие из нас представляют плачущего ребенка, ссадины и синяки. Большинство не пройдет мимо такой ситуации и обязательно вмешается. Но часто насилие над ребенком происходит скрыто и незаметно. Как увидеть тревожные сигналы, понять, что нужна срочная помощь?

Что такое жестокое обращение с детьми?

Очевидные следы физического вреда, причиненного ребенку, заметны невооруженным взглядом. Однако, дети страдают не только от шлепков или побоев. Сексуальная эксплуатация, пренебрежение жизненными потребностями, создание заведомо опасных, неконтролируемых ситуаций, в которых ребенок чувствует себя никчемным, "плохим", неуспешным – все это нарушает его благополучие, психическое здоровье, развитие, влияет на качество жизни. Вне зависимости от того, какой именно вред был причинен, необходимы специальные меры, чтобы справиться с травмирующими последствиями.

Определения "насилие над детьми" и "жестокое обращение с детьми" являются близкими понятиями. Второе употребляется в юридической практике, упоминается в уголовном, семейном законодательстве. Насилие – это всегда жестокость. Жестокое обращение бывает неумышленным (пассивным), например, оставление без внимания. Оно не всегда насильственно (принудительно) по своему характеру.

Часто тема насилия над детьми рассматривается относительно того, что происходит в семье, "за закрытыми дверями". Однако "закрытые двери" могут быть в детском саду, школе, общественном месте, другом пространстве, где ребенок взаимодействует со взрослыми.

Стереотипы и заблуждения

1. Жестокое обращение всегда проявляется физически.

Физическое насилие – всего лишь один из видов жестокого обращения с детьми. Пренебрежение основными нуждами, сексуальная эксплуатация, эмоциональный "прессинг" могут нанести не меньший ущерб здоровью. Поскольку это не всегда внешне очевидно, посторонние люди не могут вмешаться, повлиять на происходящее.

2. Нанести вред детям могут только психически нездоровые люди или "социопаты".

Не все жестокие родители, воспитатели, опекуны намеренно причиняют вред детям. Часто эмоциональная нестабильность или трудная жизненная ситуация приводят к "срывам", которые отражаются на них. В некоторых случаях отцы или матери воспитывались в семьях, где царила атмосфера жестокости, и попросту не знают других способов воспитания.

3. Жестокое обращение не происходит в "благополучных" семьях.

Случаи жестокого обращения часто встречаются в "благополучных" семьях, когда за "красивым" фасадом прячется история насилия над сыном или дочерью. Напротив, семьи с невысоким уровнем доходов, проживающие в стесненных условиях, делают все возможное для счастливого детства детей.

4. Жестоко обращаются преимущественно чужие, посторонние люди.

Статистические данные показывают, что большинство насильников –члены семьи, родственники, другие близкие семье люди. Но это не исключает возможность насилия над ребенком и со стороны незнакомых людей.

5. Люди, подвергшиеся насилию в детстве жестоки.

В самом деле, кто в детском возрасте испытывал жестокое обращение, может повторять такие сценарии, будучи взрослыми, даже не осознавая это. Но ситуация бывает обратной. Взрослые люди с опытом жестокого обращения стремятся стать лучшими родителями для своих ребят, защитить их от невзгод, неприятностей, так как сами страдали в детстве.

 

Не проходите мимо!

Все виды жестокого обращения и пренебрежения глубоко травмируют человека. Это могут быть физические, эмоциональные последствия, влияющие на последующую жизнь. Меняется представление о себе, страдает чувство собственного достоинства, нарушается (искажается) способность устанавливать отношения с другими людьми, в семье, на работе, школе, ближайшем социальном окружении. Эти последствия, несомненно, влияют на психическое здоровье, приводят к психическим расстройствам, требующим специального лечения.

Наиболее заметные последствия:

Отсутствие доверия и трудности в отношениях.

Если ребенок не доверяет самым близким людям, то кому вообще он будет доверять? Как найти тех людей, которые заслуживают доверия? Детям, подвергшимся насилию в семье, впоследствии трудно устанавливать и поддерживать близкие отношения во взрослом возрасте. Часто такие люди не знают о том, что такое доверительные, безопасные отношения.

Снижение ощущения собственной ценности и значимости.

Если в детстве человека унижали, говорили о том, что он ничего не понимает, ни на что не способен, ни к чему не годится, то во взрослом возрасте очень трудно преодолеть эти представления о самом себе. Такие люди ни к чему не стремятся, потому что "все равно ничего не получится", довольствуются низкооплачиваемой работой, пренебрегают образованием, состоянием своего здоровья, элементарной заботой о себе. Они не верят в свою ценность и значимость. Пережившие сексуальное насилие люди на протяжении жизни пытаются справиться с чувством неполноценности, вины и стыда.

Трудности контроля и эмоциональной регуляции.

Дети, пережившие насилие, испытывают серьезные затруднения выражать свои чувства в социально приемлемой форме. Они долгое время сдерживают эмоциональные проявления, напряжение увеличивается до высшей "точки кипения" и может прорваться самым неожиданным, неадекватным образом. Во взрослом возрасте отмечаются необъяснимые тревога, депрессия, гнев, раздражение, с которыми они пытаются справиться при помощи алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ, притупляя болезненные душевные переживания.

 

Степень проявления последствий насилия (жестокого обращения) может быть разной и зависит от многих обстоятельств:

ü в каком возрасте это произошло: чем младше, тем выше степень вреда;

ü как долго продолжалось: чем дольше, тем сильнее и устойчивее влияние;

ü как часто совершалось: чем чаще, тем вред значительнее;

ü насколько близок человек, совершающий данное действие: чем ближе, тем последствия более выражены;

ü какой был характер действий: чем сильнее причиняемая боль, тем сильнее это влияет на дальнейшую жизнь и развитие;

ü наличие поддержки: чем больше любящих и внимательных взрослых рядом, тем легче преодолеть последствия жестокого обращения;

ü особенности и качества личности ребенка: чем устойчивее психика, тем больше ресурсов для того, чтобы справиться с последствиями.

Жестокое обращение с ребенком. Условия, увеличивающие риск

В современном обществе некоторые родители лишены возможности полноценно заботиться о своих детях. Постоянный стресс, занятость на работе, отсутствие достаточных средства на жилье, питание, лечение – все это приводит к тому, что у взрослых не остается времени, сил на воспитание своих чад, создание условий для их развития. Родители часто "срываются", положение детей в этих семьях бывает тяжелым, безрадостным.

Такая ситуация не оправдывает пап и мам, однако улучшение социально-экономического положения семей в обществе в целом снижает вероятность возникновения подобных ситуаций. Проблемы с употреблением психоактивных веществ, психические расстройства, оставшиеся без врачебного вмешательства, отсутствие родительских навыков – все это также увеличивает риск насилия в семье.

Одним из важных направлений государственной социальной политики в России является улучшение положения семей, а также профилактика рисков жестокого обращения.

Как распознать насилие над ребенком

Жестокое поведение проявляется во многих формах, но в любом случае всегда наносится тяжелый вред психическому здоровью. Подзатыльник, насмешка, игнорирование, длительное одиночество или отсутствие еды – приводит к тому, что ребенок чувствует себя никому ненужным, одиноким, беззащитным, ухудшается его эмоциональное состояние, способность играть, учиться, нарушается темп развития.

Эмоциональное насилие

Слово – сильное орудие, которое наносит серьезный вред психическому, социальному состоянию, становлению личности растущего человека. В качестве примеров эмоционального насилия можно упомянуть следующие:

ü сравнение с другими в негативном ключе ("Саша хорошо учится, отличник, а ты бездарь");

ü постоянная строгая критика, отсутствие похвалы, поощрений за успехи;

ü называние ребенка "плохим", "никчемным", высказывания по типу "зачем только я тебя родила";

ü крики, угрозы ("Будешь так себя вести – сдам в детдом", "Опоздаешь – останешься ночевать в подъезде");

ü эмоциональное отвержение (когда взрослые по нескольку дней не общаются, "играют в молчанку");

ü ограничение физического контакта (взрослые не обнимают, не целуют, не проявляют свою любовь и привязанность);

ü побуждение ребенка к тому, чтобы он был жесток по отношению к другим членам семьи (животным, природе);

ü отчуждение от другого родителя ("Ты – как твой отец. Не поедешь к нему больше вообще").

Пренебрежение жизненными потребностями

Неспособность обеспечить базовые потребности, которые включают в себя питание, одежду, здоровье, гигиену, обеспечение безопасности, приносит значительный вред человеку. Отсутствие заботы не всегда легко заметить. Иногда родитель физически (умственно) не в состоянии заботиться о ребенке, например, в случае серьезной болезни, травмы, нераспознанной депрессии. В других случаях – проблемы с алкоголем, наркотиками могут серьезно ухудшить способность родителей обеспечить безопасность ребенка. Суточный режим работы, стремление заработать как можно больше денег приводят к тому, что сын или дочь остаются подолгу без присмотра, фактически являются безнадзорными.

Физическое насилие

Это причинение физического вреда человеку. Такой вред может быть нанесен преднамеренно или случайно, вследствие чрезмерного физического воздействия, когда "не рассчитали силы". Физически жестокие родители объясняют свое поведение тем, что они таким образом воспитывают, дисциплинируют, например, наказывают с целью заставить ребенка лучше учиться. Но приучение к дисциплине и физическое насилие сильно отличаются. Часто можно услышать от них: "Ничего, нас в детстве били, вот   и выросли нормальными людьми".

Как ведут себя родители в семьях с высоким риском физического насилия?

1. Непредсказуемы в своем поведении. Не устанавливают четких правил. Сын или дочь вынуждены все время "ходить по тонкому льду". Никогда не знают, что приведет к родительскому гневу, спровоцирует пинок, подзатыльник. Одни и те же действия вызывают неудовольствие родителя или, наоборот, остаются без внимания.

2. Не умеют контролировать эмоции. Могут наброситься с кулаками в гневе. Нападают на ребенка не с целью научить его, а с целью выплеснуть свой гнев, контролировать, подчинить. Требования таких взрослых нерациональны (например, переписать 15 раз контрольную работу или 5 раз вымыть пол).

3. Заставляют детей бояться, чтобы их тотально контролировать. Используют политику "кнута". Дети выполняют их требования только из страха наказания, а не потому что хотят этого и понимают необходимость учебы, правильного поведения.

Сексуальное насилие

Сексуальное насилие над детьми является особенно сложной формой насилия из-за постоянно витающих в воздухе чувств стыда и вины. Важно понимать, что такие действия не всегда связаны с телесным контактом, прикосновениями. Наблюдать за ребенком, фотографировать его, любым другим образом эксплуатировать с целью получения сексуального удовольствия – все это относится к данной категории.

Дети, подвергшиеся сексуальному насилию, часто чувствуют себя виноватыми без причин, "грязными", недостойными, стыдятся своего тела. Ощущают себя ответственными за насилие, считают, что сами навлекли его. Это может привести к отвращению к себе, сексуальным проблемам во взрослом возрасте.

 

Именно чувство стыда мешает детям заявить о том, что с ними происходит (происходило). Они могут волноваться, что взрослые не поверят, будут на них сердиться, их "прегрешение" повредит другим, разрушит семью. Ложные обвинения в сексуальном насилии встречаются нечасто. И уж если ребенок заявляет об такой ситуации, следует отнестись к этому серьезно.

Стоит обратить внимание на косвенные признаки того, что родитель, тренер, воспитатель находятся в "группе риска" и при определенных обстоятельствах может возникнуть угроза жестокого обращения. Такие взрослые:

- с трудом справляются с гневом;

- не чувствуют эмоциональный контакт с детьми (воспитанниками, учениками);

- с трудом могут планировать ежедневные дела, думать о том, что нужно сделать для ребенка, они не справляются (не хватает времени) выполнять все необходимое;

- говорят, что другие люди указывают им на несправедливое отношение к ребятам.

Внешние признаки возможного насилия над ребенком

В случае эмоционального насилия: замкнутость, боязливость, чрезмерная уступчивость или напротив, агрессивность, протест (крайности); трудности выражения эмоций по отношению к родителям; поведение, не соответствующее возрасту (ведет себя "как маленький", "как старичок").

В случае физического насилия: частые травмы, необъяснимые порезы, ушибы; повышенная настороженность, ожидание опасности, вздрагивание при резких движениях, прикосновении; страх идти домой; попытки спрятать тело под одеждой не по размеру (не по сезону).

В случае пренебрежения потребностями: плохая гигиена, непричесанные волосы, запах; неподходящая по сезону или размеру одежда; постоянное чувство голода; физические травмы, заболевания, остающиеся без лечения; часто и подолгу находится один дома, на улице; систематические опоздания, отсутствие в школе (детском саду) без причин.

В случае сексуального насилия: трудности при ходьбе или сидении, чрезмерная осведомленность в области взаимоотношений полов; сексуально провоцирующее поведение; избегание конкретного человека без причины, страх переодеваться в общей раздевалке; наличие заболеваний, передающихся половым путем.

 

Что делать?

         Если Вы заметили тревожные признаки, разговаривать с ребенком нужно крайне осторожно. Спрашивая о том, не случилось ли что-нибудь, не следует показывать негодование, гнев, ужас, отвращение, чтобы ребенок не закрылся, смог рассказать, что с ним происходит. Важно сохранять спокойствие, поддерживать благожелательный тон. Беседа не должна походить на допрос. Избегайте наводящих вопросов по типу "тебя мама наказывала?". Если речь идет о серьезной угрозе – в первую очередь обеспечьте безопасность ребенку.

Если Вы подозреваете, что столкнулись с насилием над ребенком в семье (детском учреждении), будьте осторожны, ведь не исключено, что Ваши подозрения могут оказаться безосновательными. В любом случае у Вас есть возможность обратиться в компетентные организации.

 

Следственный комитет РФ открыл горячую линию "Ребенок в опасности" (круглосуточно). Бесплатный телефон 8 8(800)707-79-78.

Также можно получить психологическую помощь по телефону «Линия жизни» (34643) 3-51-55 с 08-00 до 17-00; (34643) 3-48-03 с 17-00 до 08-00